Главная » Файлы » О кошках

Кошка и утерянные знания человечества - что общего?
[ · Скачать удаленно () ] 08.04.2014, 18:49

Автор Оксана Мельник

Эссе

 

 

Когда не исправляют имена,

Перестают уместными быть речи;

Когда перестают уместными быть речи,

Не совершаются дела…

 

             Конфуций

 

 

  Рядом с юго-восточной окраиной египетского города Эз-Заказик находятся остатки древнего храма, посвященного богине Бастет. Вокруг храма была возведена стена из сырцового кирпича, на одном из которых сохранилась надпись о том, что строительство храма было посвящено "великой матери Бастет".

55612316_55604409_1266955316_d9c3639f18c381cfc727db0786b4cf321.jpg

 Космогонические представления древних египтян уходят своими корнями в первобытную эпоху, связанную со временами матриархата, когда Великая Богиня считалась наивысшим божеством и мыслилась источником жизни Вселенной. Поэтому мифология Древнего Египта насчитывает огромное количество женских божеств.

 Богиня Бастет, или Баст, в облике кошки являлась подобием богини с львиной головой Сехмет, поэтому ее священным животным была серо-желтая кошка. Баст считалась матерью солнечного бога в облике льва Миусиса (Махеса) - «повелителя битвы».

 

Рис.1.

  Видимо, первоначально она изображалась в образе львицы, но со временем ее черты лица стали мягче и доброжелательнее, пока Баст, наконец, не стала положительной ипостасью Сехмет. Именно с этого времени Баст стала изображаться в виде женской фигуры с головой кошки или в образе сидящей кошки.

 

Воительница Сехмет являлась олицетворением тёмной, первобытной силы, считалась матерью солнечного божества Нефертума. Изображалась в виде женщины с головой львицы, её оружие - жаркие ветры пустыни.

.

  Как и многие другие древние богини, первоначально Сехмет была олицетворением Всевидящего Ока, а со временем приобрела значение Ока бога Ра. Поэтому и Бастет, и Исида в египетской мифологии считаются богинями плодородия, магии.

 

 Очень часто одна и та же богиня выступает в двойной ипостаси: добрая - злая, ласковая - гневная и т.д. Это наглядно прослеживается на богинях Бастет и Сехмет.  Более позднее наложение добавляет к пантеону богов и мужские ипостаси: Исида - Осирис, ее сестра Нефтида и Сет(х), Бастет - Бес и т.д. При этом в некоторых мифах такая дуальность отражается не парой женщина - мужчина, а героем, способным к самовоспроизводству - гермафродитом. И знаменательно еще и то, что практически все египетские боги приходятся друг другу родственниками.

 Родственные связи и дуальное происхождение богов прослеживается не только в мифологии Египта, но и в мифах других народов. Да и представители семейства кошачьих, равно как и змей, драконов, лягушек, присутствуют в той или иной мере во многих сказаниях и легендах. Например, возьмем несколько женских образов, которые покровительствовали плодородию или являлись прародительницами человечества.

 

Древний Египет

Индуизм

Славяне -

язычники

Иудаизм (евреи)

Аккадская мифология

Женский образ

Бастет - Исида

Саранью

Лада

Ева - Хавва

Иштар

Женский образ - антагонист

Сехмет

Санджня

Перуница

Лилит

Ламашту

Отец-мать

Ра - бог солнца

Адити

Род

Бог Яхве и Богиня Ашера

Ану - вавилонский бог небес и оружия

Супруг

Осирис

Вивасват - бог солнца

Сварог

Адам

Пацуцу

Дети

Гор (Хор)

Ману - первый человек

Лель

Каин, Авель, Сиф и другие

Таммуз

Миф, связанный со змеей и сокровенным именем или познанием

Исида - чаровница и вымогательница

Победа Индры над Вритрой

Змей Горыныч

Грехопадение

Гильгамеш, Энкиду и Нижний Мир

Передача таинственных магических знаний

Исида передала их сыну Гору

Через коэнов и левитов, по отцовской линии

Велесова книга (утрачена?)

Адам передал их сыну Сифу

 

 

 Любопытны для сравнения мифы о бегстве первой жены прародителя человечества, возникшие в, казалось бы, несвязанных друг с другом местностях.

 

Первый из них взят из “Ригведы” - индийский:

 

“Тваштар выдал за Вивасвата свою дочь Саранью. Саранью не хотела идти замуж за человека, но ей пришлось подчиниться воле отца. Она родила Вивасвату близнецов, брата и сестру; их звали Яма и Ями. Но после того гордая Саранью не могла более вынести жизни в доме неравного ей супруга. Она создала женщину, которая была совершенно подобна ей обликом, и оставила ее вместо себя в доме Вивасвата, препоручив ей своих детей, а сама вернулась в дом отца. Тваштар не принял непокорную дочь. "Ступай обратно, в дом мужа", - повелел он ей; но она скрылась, обернувшись кобылицей с огнедышащей пастью, и в облике этом удалилась в северные страны.

 

foto.jpg

Рис.4. Вивасват и Саранью

Сначала Вивасват не заметил подмены. Мнимая Саранью родила ему сына по имени Ману, того самого Ману, от которого происходят все люди, ныне живущие на земле. И еще родились у нее сын по имени Шани, взошедший звездою на небо, и дочь Тапати.

 

 Но эта жена не стала истинной матерью старшим близнецам, детям Саранью; совсем не с той любовью, как с родными своими детьми, обращалась она с ними. И как-то раз Яма, выведенный из терпения ее постоянными нападками, пригрозил ей.

 

"Как смеешь ты угрожать супруге твоего отца, женщине, которую ты должен почитать!" - воскликнула мачеха и в раздражении прокляла Яму. Опечаленный, тот пошел к отцу и все рассказал ему.

 

"Мать не балует нас любовью, - пожаловался он. - Младших она ласкает, а мы с сестрою не видим от нее добра. Может ли мать проклясть собственного сына, хотя бы и провинившегося перед нею?

 Но она прокляла меня во злобе, и я отныне не считаю ее матерью. Прости меня, отец, за мое прегрешение и огради от ее проклятья!"

 Вивасват отвечал Яме: "Гнев одолел тебя, и ты, мой праведный сын, преступил закон справедливости, закон дхармы . Нет силы, которая могла бы отвратить проклятие матери. Но я сделаю так, чтобы оно не было для тебя слишком тяжким". Потом он обратился к матери Ману и спросил ее: "Почему ты не можешь быть беспристрастна к детям моим, которые все равны между собою? Нет сомнения, ты не Саранью, ты - ее отражение, и имя твое - Санджня, Отражение. Ибо не может мать проклясть собственного сына за проступок, совершенный по детскому недомыслию". Санджня ничего не ответила на это Вивасвату, и он узрел правду. В страхе перед его гневом, она призналась ему во всем.

 Тогда Вивасват отправился в дом своего тестя, который принял его с почетом. И, узнав, что его истинная жена бежала, приняв облик кобылицы, Вивасват сам обернулся конем и пустился ее искать. Он настиг ее в отдаленной стране, и между ними произошло примирение. В конском облике они вновь стали супругами, и у них родились еще двое близнецов, двое братьев по имени Насатья и Дасра, которых именуют Ашвинами, что значит "Рожденные от коня".

 

 Источник http://mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000027/st008.shtml

 

 В индуизме есть еще одна похожая история о богах Муругани и Валли, а также целая масса сходных историй о Шиве и Парвати и т.д., где у главного героя похищается, а потом находится жена, при этом с помощью магии герои сказаний меняют свои облики и характеры то ли самостоятельно, то ли заколдовываются другими.

 

 Другая история заимствована из Книги Зогар, Свитков Мертвого моря и Алфавита Бен-Сиры - еврейская:

 

  На шестой день Бог решил сотворить человека по образу и подобию своему: мужчину и женщину. Причем и Адам, и Лилит упоминаются как единый человек, а не два разных. То есть уже на шестой день были сотворены и Адам, и жена его, Лилит, так как Ева была сотворена из ребра (или копчика-хвоста) Адама уже после завершения всего творения. После того, как Адам и Лилит были сотворены, они начали ссориться в отношении сексуальной позы. "Первая феминистка в мире", Лилит воспротивилась позиции под Адамом во время занятий любовью:

- Я не лягу внизу, - сказала она.

- Я не лягу под тебя, только наверху, - ответил Адам. - Потому что ты подходишь только в низшей позиции, а я должен быть в высшей.

- Мы оба равны, потому что оба созданы из праха. Я не стану покоряться тебе.

- Я создан по образу Элоима и не могу унизиться до твоего уровня. Ты ничто иное, как одна из многих тварей в поле. Ты создана мне в помощь, так и останется.3-30brasaoa.jpg

 Однако Лилит этого не оставила; она отправилась к Яхве. Лилит использовала все свое мастерство, чтобы обольстить Создателя, и последний, известный своей добротой к женщинам, открыл ей свое истинное Заповедное имя. Узнав его, Лилит произнесла имя и мгновенно улетела из Эдемского сада от Адама навсегда.

3078.jpg

Рис.5. Лилит / Иштар

Рис.6. «Грехопадение», картина Гуго ван дер Гуса. Змей с женским лицом отождествляется с легендарной демоницей Лилит

Hugo_van_der_Goes_009.jpg
 

 

 

Продолжение и полный текст эссе читайте здесь

 

 

 

Категория: О кошках | Добавил: Suria | Теги: Исида, ЛИлиту, Шива, Баст, Басете, Белая Богиня, Лилит, Вивасват, еврейский Бог, Сехмет
Просмотров: 1150 | Загрузок: 214 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Это не мы любуемся кошкой, это кошка наблюдает за нами.

В питомнике есть котята.

Доставка. Мы находимся в России (Казань, Москва), в Украине (Харьков, Сумы).

Тел. +7 967 464 66 83, +7 919 647 29 37 (RU), +38 050 302 42 18 (UA)

shafrancat@gmail.com (RU, UA и др.)

aby.shafran@gmail.com (UA и др.)

e-mail shafrancat@gmail.com
тел. +7 919 647 29 37 (Россия) +38 050 300 13 93 (Украина)
По вопросам приобретения котят, а также выведенных из разведения взрослых животных вы можете обратиться как ко владельцам питомника, так и к совладельцам.
Узнать больше